Кластер

 «Кластер» широко применяется при изучении дисциплины «Русский язык», ввиду своей наглядности и простоты восприятия.

В начальных классах прием «Кластер» может применяться на всех этапах урока: как способ актуализации знаний учащихся, как способ направить эти знания в нужное русло, и как способ организации размышления над полученными знаниями.

На этапе вызова учащиеся высказывают и фиксируют все знания по теме, которые у них уже имеются, а также все ассоциации и предположения. Кластер является стимулирующим компонентом познавательной деятельности младших школьников, который создает мотивацию уже до начала изучения новой темы.

На этапе осмысления кластер позволяет структурировать учебный материал, улучшив качество его усвоения.

 

Большой потенциал имеет этот прием на стадии рефлексии: это исправление неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам). Очень важным моментом является презентация новых кластеров. Учащимся можно дать дополнительное задание – установить причинно-следственные связи между «гроздьями». Заданием может стать и укрупнение одной или нескольких «гроздей», выделение новых.

Кластер - это способ графической организации материала, позволяющий сделать мыслительные процессы наглядными. Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
- не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;
- продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
- постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану. Учитывая то, что письменная речь ребенка беднее, чем устная, при регулярном использовании такого приема эта разница пропадает.