Технология развития критического мышления (ТРКМ)
Приемы технологии критического мышления
Методы и приемы технологии развития критического мышления, используемые на уроках русского языка
Критическое мышление – это такой тип мышления о любом предмете, содержании или проблеме, в которой думающий улучшает качество мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению.
Критическое мышление – совокупность трёх компонентов:
Для развития критического мышления младших школьников на уроках русского языка М.В. Кларин, Д. Клустер, Г.Л. Павлова выделяют следующие методические приемы:
1. «Мозговой штурм» – креативное вырабатывание идей.
2. «Инсерт» – чтение текста с пометками.
3. «Бортовой журнал».
4. «Ролевая игра» – инсценировка.
5. «Корзина идей».
6. «СИНКВЕЙН» – пятистишие.
7. «Толстый и тонкий вопросы» – фактический ответ и ответ обстоятельный, развернутый.
8. «Верные и неверные утверждения».
9. «Кластер» – «гроздь винограда», составление информационной карты в графическом виде.
10. Перепутанные логические цепочки.
11. «Двухчастный дневник» – дневник состоит из двух частей: цитаты и мысли, чувства, ассоциации. При чтении нового текста обращается внимание на цитаты, которые заставляют задуматься.
12. «ЗХУ» – таблица «Знаю», «Хочу узнать, «Узнал».
13. «Продвинутая лекция» – лекция с активным участием учащихся.
14. Взаимоопрос – взаимоопрос учителя и учеников.
15. Ассоциации.
16. Ромашка Блума и другие .
Обеспечивая деятельностную составляющую урока, можно эффективно использовать вышеизложенные приемы для развития критического мышления младших школьников.