Технология развития критического мышления (ТРКМ)


Приемы технологии критического мышления

Download
Приёмы технологии критического мышления.
Adobe Acrobat Document 1.6 MB

Методы и приемы технологии развития критического мышления, используемые на уроках русского языка

    Критическое мышление –  это такой тип мышления  о любом предмете, содержании  или проблеме, в которой думающий улучшает качество  мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению.

 

       Критическое мышление – совокупность трёх компонентов:

Готовность к критическому мышлению
Интеллектуальные (мыслительные) умения и навыки
Уже имеющиеся знания              

Для развития критического мышления младших школьников на уроках русского языка М.В. Кларин, Д. Клустер, Г.Л. Павлова выделяют следующие методические приемы:

1.    «Мозговой штурм» – креативное вырабатывание идей.

2.   «Инсерт» – чтение текста с пометками.

3.   «Бортовой журнал».

4.   «Ролевая игра» – инсценировка.

5.   «Корзина идей».

6.   «СИНКВЕЙН» – пятистишие.

7.   «Толстый и тонкий вопросы» – фактический ответ и ответ обстоятельный, развернутый.

8.   «Верные и неверные утверждения».

9.   «Кластер» – «гроздь винограда», составление информационной карты в графическом виде.

10.   Перепутанные логические цепочки.

11.   «Двухчастный дневник» – дневник состоит из двух частей: цитаты и мысли, чувства, ассоциации. При чтении нового текста обращается внимание на цитаты, которые заставляют задуматься.

12.   «ЗХУ» – таблица «Знаю», «Хочу узнать, «Узнал».

13.   «Продвинутая лекция» – лекция с активным участием учащихся.

14.   Взаимоопрос – взаимоопрос учителя и учеников.

15.   Ассоциации.

16.   Ромашка Блума и другие .

Обеспечивая деятельностную составляющую урока, можно эффективно использовать вышеизложенные приемы для развития критического мышления младших школьников.