"Развитие речи младших школьников на уроках русского языка"


            Обобщение опыта

    В течение последних четырех лет я работала над темой "Развитие устной и письменной речи младших школьников на уроках русского языка". 

Задача учителя начальных классов - сформировать такую речь, чтобы общение с родителями, учителями, товарищами принесло ребенку удовлетворение и радость. Для ребенка хорошая речь –   залог успешного обучения и развития. Важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Развитие речи учащихся младших классов осуществляется на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира. Письменная и устная речь развиваются только в условиях целенаправленного и системного обучения.

Поэтому, цель моей работы - создание условий для формирования речевой деятельности младших школьников в процессе обучения на уроках русского языка.

   Методисты выделяют четыре уровня развития речи: произносительный уровень (техника речи, усвоение орфоэпических норм, интонирование), лексический уровень (обогащение и активизация словаря, работа над синонимами, антонимами, многозначностью и фразеологией), синтаксический уровень (работа над словосочетанием, работа над предложением), уровень текста (устно: рассказывание, пересказывание, письменно: сочинение (письменный рассказ), изложение (письменный пересказ). Поэтому работа была структурирована по уровням, по классам и велась системно с постепенным усложнением материала.

 

     В работе использовались коммуникативные методы (ролевые игры, походы и экскурсии, работа по картине, специально организованные наблюдения: классные и внеклассные мероприятия по предметам, походы в библиотеку ( мероприятия по творчеству детских писателей)) и методы конструирования (синтетические методы) (словарная работа, работа над словосочетанием,  работа над предложением, логическая: работа с понятиями и построение их определений, сравнение предметов, явлений природы по их признакам.)

      На уроках русского языка выполнялись следующие виды творческих работ по формированию связной речи: творческие задания, речевые упражнения: фонематическая зарядка, чтение чистоговорок и др., синтаксические упражнения, творческое списывание, терминологический диктант, работа с антонимами, синонимами, фразеологизмами, паронимами, письмо изложений и сочинений, распространение рассказа, осложненное списывание, работа с малыми жанрами, разгадывание кроссвордов.

 В своей работе применяла игровые формы обучения, проблемное обучение, проектную деятельность, а также технологию развития критического мышления. В разделе «Для вас, коллеги!»  разместила статью «Методы и приемы технологии развития критического мышления, используемые на уроках русского языка» и «Использование приемов критического мышления».

   Обеспечивая деятельностную составляющую урока, можно эффективно использовать вышеизложенные приемы для развития критического мышления младших школьников.

       Отдельно  хотелось бы выделить такие приемы как «Кластер» и «Синквейн». Эти приемы можно использовать уже с первых дней обучения в школе.

Основываясь на своем опыте, могу сказать, что данные методы весьма эффективны на уроках повторения и закрепления изученного материала. Они позволяет за один урок систематизировать имеющиеся знания, восполнить пробелы, проявить креативность мышления и некий творческий подход. Также позволяют создать ситуацию успеха для учащихся, которая очень важна для формирования мотивации и самооценки младших школьников.

        На уроках применялись различные формы работы: индивидуальная, групповая работа и работа в парах.

     В разделе «Для вас, коллеги!»  разместила приемы, которые использовала в работе для повышения познавательного интереса; приемы, используемые для формирования грамотного письма и приемы, которые учат работать с информацией. На странице «Развитие речи младших школьников»  разместила упражнения и игры, направленные на формирование устной и письменной речи. Весь материал структурирован по классам и видам работ. Также на этой странице разместила презентации,  которые можно использовать на уроках и внеурочной деятельности по развитию речи ( упражнения, направленные на работу со словарными словами, с антонимами, синонимами, фразеологизмами, паронимами и упражнения на обогащение словарного запаса).

С первых дней обучения в школе особое внимание уделялось осознанию детьми средств устного общения.  Детям нужно было дать образцы грамотной речи, создать речевую среду — условие речевого развития ребёнка.

    В начале урока проводились речевые разминки: дыхательная гимнастика, фонетические зарядки (Как дудят в дудочку? (Ду-ду-ду…) Как жужжит шмель? (Ж-ж-ж…)Как кричит осел ? (Иа-иа!) Как вскрикивают от испуга? (Ой !), чтение чистоговорок, скороговорок (Жа-жа-жа - есть иголки у ежа. Ло-ло-ло - на улице тепло. Лу-лу-лу - стул стоит в углу. Оль-оль-оль - мы купим соль. Ра-ра-ра-начинается игра.), упражнения на развитие артикуляционного аппарата и на развитие слухового внимания, Игра «Я начну, а вы продолжите…». Для этого использовала небольшие стихи Б. Заходера, чтение которых сопровождалось движениями, жестами и мимикой.

    По обучению грамоте в период формирования понятия «Звук», Слог», «Слово» проводились игры «Доскажи («Допиши) словечко», «Замени звук», «Образуй новые слова», «Составь имена», «Чудесное превращение слов», «Буква заблудилась», «Переставь буквы так, чтоб получилось новое слово». Для расширения словарного запаса проводилось упражнение «Из букв данного слова составь новые слова».

     Особенно важное значение в первый год пребывания ребенка в школе имеет словарная   работа, которая включает в себя четыре направления: обогащение словаря, уточнение словаря, активизация словаря, устранение нелитературных слов.

      Задания со словарными словами самые разнообразные: составление словосочетаний, подбор однокоренных слов (где возможно), составление предложений разных видов, составление связного рассказа с данными словами, придумывание заглавия.

       Обогащение словаря учеников имеет большое значение для развития их речи. Поэтому необходимо изучать происхождение слова (именно оно во многом объясняет правописание), строение (состав), произношение, написание, его значение. Нужно показать, как живет и развивается это слово в структуре словосочетаний, предложений, небольшого текста; связывать слово с конкретной речевой ситуацией. Конечно, на помощь придет игра. Разнообразные игры со словом развивают у детей природное языковое чутье. Одна из таких игр -  это подбор рифм к данным словам. Например, «дом- ­пойдем», «крокодил - угодил», «колобок - уголок» и т.д.

Для обогащения словарного запаса детей часто использую в работе пословицы и поговорки.

    От слова переходим к связным словосочетаниям. Это выделение словосочетаний из предложения, установление связей между словами с помощью вопросов, составление самостоятельных словосочетаний

Пути обогащения речи первоклассников разнообразны: беседы, чтение и рассказывание народных и литературных произведений, разучивание стихотворений, шуток, загадок, скороговорок, работа по картинам и рисункам учебников, логические упражнения, экскурсии, грамматическая работа. Все это позволяет успешно формировать у детей навык составления текстов в дальнейшем: устных пересказов и рассказов, письменных изложений и сочинений различных типов. Уже в первом классе учащимися выполняются задания творческого характера, конечная цель которых -  обучение  составлению рассказов. Вот некоторые задания:

1.Словосочетания: осенние листья, осенние листья (что делают?), опадают (с чего?), летят (куда?), устилают (что?), кружатся (где) плывут (куда?). Итог: Осенние листья кружатся в воздухе. Осенние листья летят над городом.

2. Дополнить картину: Лягушка сидела. - О ком говорится? (о лягушке)  Что говорится о ней? (сидела)

- дополните картину словами с помощью вопросов (какая? где? когда? на каком?)

лягушка сидела (где?) на камешке, на камешке (каком?) плоском, лягушка (какая?) зелёная.  Зелёная лягушка сидела на плоском камешке.

3.Составление предложений по образцу (с заменой слов) Щенок подкрался.

С заменой действия предмета: Щенок подбежал. Щенок подпрыгнул. Щенок примчался. С заменой предмета: Котёнок подкрался. Лисёнок подкрался.

                Одной из важнейших задач является формирование у детей умения пользоваться предложением для выражения своих мыслей. Работа над предложением является основным звеном в системе упражнений, подготавливающих детей к письменным изложениям и сочинениям.  Во время уроков происходит обучение приёмам практических действий. В период обучения грамоте в учебнике есть задания придумать предложение, сосчитать количество слов в предложении, построить модель предложения, составление предложений по их моделям, формируется умение точно употреблять слова в предложении.

Тема «Предложение» с постепенным усложнением изучается во всех классах начального обучения. В первом классе учащиеся должны научиться выделять предложение из потока речи, находить в предложении главные слова - основу, (без терминов «подлежащее» и «сказуемое»), устанавливать связь между словами по вопросам, при чтении предложений соблюдать интонацию конца предложения и паузы, в письменной речи научиться оформлять предложение (заглавная буква в начале предложения, нужный знак в конце. ! ?)     

      В работе использую следующие упражнения с предложениями: упражнения на основе образца или подражательные, предполагающие усвоение правильно построенных конструкций, конструктивные упражнения – это построение предложений на основе усвоенных закономерностей, творческие упражнения, которые не предполагают ни образца, ни частных конструкций.

      В своей работе для развития устной речи использовала следующие упражнения:

1.По серии сюжетных картинок устно закончите рассказ, придумайте заголовок.

2. Составьте связный рассказ по картинке «Семья», используя ответы на вопросы:

  -Кто пишет? Кто играет? Что делает бабушка? и т.д.

Предлагается концовка рассказа: «В семье все заняты делом. Хорошо в ней живется взрослым и детям».

3. В электронном приложении к учебнику «Азбука» предлагается прекрасный материал по развитию речи: просмотр мультфильма, запоминание слов на изучаемую букву (проверка по сюжетной картине), составить план рассказа по 4 фрагментам мультфильма, рассказать по памяти всю историю. Можно пофантазировать: - А что может произойти дальше?

4. Чтение составленного предложения с интонацией окончания предложения.

5. Перестроить предложение повествовательное и вопросительное, изменив задачу речи:

Произнести, с выделением разных слов (ответов на вопрос)

                                 Женя сочинила сказку о храбром зайчонке.

Выделить голосом: кто?, что сделала?, что сочинила?, о ком?, о каком?

Спросить, выделяя разные слова:

Спросить голосом: кто?, что сделала?, что сочинила?, о ком?, о каком?

6. Составление предложения по опорным словам или сочетаниям слов.

7. Собрать предложение из «рассыпавшихся» словосочетаний.

      Словосочетания: снежок (какой?) пушистый, укутал (что?) яблоньку, яблоньку (какую?) маленькую, укутал (чем?) снежком

Прочитаем словосочетания и найдем главные слова с помощью вопросов:

снежок укутал — основа предложения

Пушистый снежок укутал маленькую яблоньку снежком.

8. Редактирование предложений - замена слов на синонимы, антонимы, фразеологизмы более точно выражающие мысль.

Работа над интонацией предложения направлена на формирование интонационных умений и пунктуационных навыков.

Постоянно проводились тренировочные упражнения в чтении предложений с разными интонациями.

Для формирования навыка составления устного рассказа использую наблюдения, полученные на экскурсиях. Особенности беседы с первоклассниками - это эмоциональность, выразительность речи учителя, близость по тематике опыту детей. Вопрос «Почему?»  занимает в беседах ведущее место и уже с первых шагов обучения заставляет   детей   задумываться, решать   пока   еще   несложные   вопросы жизненного характера и умственные задачи.

     С целью развития письменной речи использовала следующие упражнения: (работа с деформированными предложениями и текстами):

1. Письменно ответь на вопросы.   Записать ответы на вопросы.

Сторож

У утки были пушистые утята. Однажды лисица утащила утку. Мы научили собаку Альму водить к реке утят. Вот Альма важно идет к реке. Утята спешат за ней. Птенчики ныряют в воде. Потом они гуляют на лугу. Собака сидит и зорко охраняет утят.

Вопросы: 1. Что случилось с уткой?  2. Кто заменил утятам маму?  3. Куда повела Альма утят? 4.  Как охраняла собака утят?

2. Составление текста по вопросам.   Составьте текст по вопросам.

(Ответить 2-3 предложениями на каждый вопрос)    Моя мама

1. Как зовут твою маму? Какая она?  2. Где мама работает? (Что выпускает, делает?)  3. Чем вы любите заниматься с мамой в свободное время? 4. Как ты помогаешь маме?

3. Составление текста из предложений.  Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.       Осенью

Весь день стоит ненастная погода. Наступила поздняя осень. Он ломает сучья и срывает листья с деревьев.  Яростный ветер гонит над землей клочья туч. Грустный стоит лес.

С утра густой туман окутал окрестность.

4. Составление текста из деформированных предложений.  Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.

в, встает, туман, зимнем, солнце, холодное.   изредка, от, деревья, мороз, потрескивают.

солнце, лес, утреннее, осветило, спящий.    в, послышалось, воздух, щебетание, птиц.

Подберите к тексту название.

5. Составление текста из неполных предложений. Дополните предложения подходящими по смыслу словами так, чтобы получился связный рассказ. Подберите к тексту название.

Ели надели белые _________ ,  Спрятали в ________ колкие ________ .  Скачет под елками белый зайчишка,   Белый зайчишка в _________ пальтишке.  Ни рукавиц у косого, ни _________ ,  Греют его только быстрые __________ .                   (И. Пивоварова)

Слова для справок: ша...ки, варе...ки, ла...ки, ле...кое, ша...ка, ла...ки.

6. Составление текста из абзацев. Расположить абзацы так, чтобы получился связный рассказ.    Доброта

     Коля накормил олениху, устроил постель из веток. Паренёк приносил зверю соль, еду. Олениха робко шагала и лизала соль. Она осталась жива.

    Мальчик отогнал лисицу. Олениха сидела в сугробе и тянула голову. Глаза были грустные.

   Коля побежал в лес насыпать зерна в кормушку. Он увидал на снегу слабую олениху. Рядом лисица ждала близкую добычу.

7. Деление текста на предложения.  Разделите текст на предложения. Поставьте в конце каждого предложения нужный знак.    Улетают наши птицы

Давно улетели на юг ласточки и быстрые стрижи в осенние дни слышали ребята, как курлыкали в небе пролётные журавли тихо пролетели на тёплый юг гуси.

И всё реже, всё скупее греет осеннее солнышко скоро начнутся по утрам первые морозы до самой весны застынет земля выпадет первый снег. (По И. Соколову-Микитову)

8. Деление текста на абзацы.   Поделить текст на абзацы.   Орленок

Сенька подобрал в степи больного орлёнка и принёс его в посёлок. Мальчик смастерил ему хорошую клетку. Он кормил и поил птенца с ладони. К осени орлёнок окреп и подрос. Он свободно разгуливал по комнатам. Сенька вынес любимца в степь и отпустил на волю. Орлёнок покружил над мальчиком, взмахнул крыльями и поднялся высоко в небо. (По Я. Костырю)

9. Составление рассказа по данному началу. Допишите рассказ несколькими предложениями.     Спас друга

Алеша и Саша шли домой из школы. Они спустились к реке. Саша побежал вперед. И вдруг хрупкий лед треснул...

 10. Составление рассказа по данной концовке рассказа. Запишите рассказ по его концу. Озаглавьте текст.

До весеннего солнышка проспит медведь. И будет он видеть лесные сны.

  11. Замена в тексте лица рассказчика.

   12. Творческий диктант.

   13. Творческие изложения.

   14. Сочинение.

Все виды упражнений структурированы по классам и размещены в разделе «Для вас, ребята!»   на странице «Развиваем речь».  Данный материал будет полезен как для педагогов, так и для заботливых родителей, чтобы заниматься с детьми по развитию речи.

 В разделе «Для вас, родители!»  разместила материалы родительских собраний по данной теме «Развитие речи первоклассников», «Развитие речи младших школьников». «Система упражнений по развитию речи младших школьников», "Речь младшего школьника".

На страничке Олимпиады и тесты  ребята могут онлайн потренироваться в выполнении упражнений, тестов (есть ссылки на сайты), а также использовать предложенные материалы для подготовки к школьным и муниципальным турам олимпиад и подготовке к ВПР. Здесь же размещены КИМы по русскому языку.

 

   Систематическая работа дает свои результаты: возрастает интерес учащихся к урокам русского языка, повышается доказательность ответов учащихся, возрастает самостоятельность высказываний учащихся, повышается культура поведения детей. А познакомиться с достижениями учащихся можно на странице " Мой класс".


Упражнения для пополнения и обогащения словарного запаса.


Уровни развития речи

1. Произносительный уровень  (техника речи, орфоэпия, интонация).

2. Лексический уровень (словарная работа)

3. Грамматический уровень 

(составление синтаксических конструкций – словосочетания и предложения).

4. Уровень текста (Построение и воспроизведение связной речи) 


Произносительный уровень

Техника речи

(правильное речевое дыхание, чѐткая дикция) Упражнения:

«Разминка»

«Выдох»

«Снег»

Артикуляционная гимнастика (для укрепления мышц губ, языка)

 

Пальчиковая гимнастика 

Орфоэпия

Скороговорки

Пословицы

Чистоговорки

Песенкидолгоговорки

Упражнения: «Послушай и скажи. Послушай и доскажи».

 

Составление рифмованных строк на тему 

Интонация

Мелодика (повышение и понижение голоса)

Интенсивность (сила и динамика голоса)

Ты пойдешь сегодня в театр?

Ты пойдёшь сегодня в театр?

 

Ты пойдёшь сегодня в театр?



Лексический уровень 

Обогащение словарного запаса осуществляется через следующие

                                      Упражнения и задания:

1)      Подбор антонимов ( мокрый – сухой; говорить - …)

2)     Подбор синонимов ( дом – терем – дворец; большой -…)

3)   Подбор прилагательных  (собака ( какая?)  большая, лохматая, веселая)

 4)  «Что бывает?»      ( зеленый – помидор, ель, трава, дом; тихий - …;  )

5) «Узнавание»      ( зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная – береза)

6)     «Кто что делает?» ( обогащение лексического запаса детей словами-действиями)   (учитель … ( учит); кузнец - …)

7)     «Сравни» 

a.      по вкусу – лимон и мед

b.     по цвету – грушу и сливу

 

c.      по высоте – куст и дерево

Грамматический уровень

На этом уровне работы на первое место выдвигается механизм построения синтаксических конструкций: словосочетания и предложения. Формированию грамматических навыков правильной речи у детей мне помогают следующие задания и упражнения.

         1) «Найди ошибку»:

         - Зимой в саду расцвели яблони.

         - В полу лежит красивый ковер

 2) Составление предложений по разным моделям :

         - Кто? Что делает? Что?    (Кошка лакает молоко)

 3) Изменение порядка слов.

         - На пороге сидела и жалобно мяукала кошка.

   4) Распространение предложения

   5) Составление предложения по аналогии.

         - Песок сыплют, а воду.... 

         Уровень текста 

Работа над связной речью  

Для этого необходимо учить:

- рассуждать (продумывать, аргументировать, выражать отношение);

- выделять главное и второстепенное в объекте, сравнивать;

- строить логически обоснованное высказывание.

         При этом важнейшим условием работы должно быть создание специальных коммуникативных ситуаций, так называемая речевая ситуация, которая ставит школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у  него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чем-то.

         Жанры, в форму которых можно облекать высказывания детей: загадка, лирическая миниатюра,  непринужденный разговор, рассказ, воспоминание, сказка, объявление и др.

   1) «Если бы…»

       «Если бы я был волшебником…»  ( Каким, зачем, что делал бы?)

«Если бы я был размером с муравья…» (Как все вокруг бы изменилось? Почему?)

 2) Повествование от имени неживого предмета.

                   «История из жизни старого башмака»

                   «Кочан капусты»

                   «Новая сковорода»

3). «Цветные рассказы»

         Полоска бумаги, состоящая из 8-10 квадратиков различных цветов, расположенных в два ряда, на основе которых и придумывается история.

         Детям предъявляется цветная полоска, указывают на верхний крайний квадрат и спрашивают: «На что он похож? Что бывает такого цвета?»

         Например: детям предъявлена полоска, состоящая из квадратов: зеленого, голубого, желтого, белого.

         Рассказ может быть таким:  * Зеленый лес улыбался солнцу. На голубом небе светило ярко-желтое солнце. На ветке белой  березы сидела птичка.

4).    «Ролевые диалоги»

 - придумать разговор сказочных персонажей по телефону;

 

Формирование умений воспринимать высказывания

На  всех четырех уровнях развития речевой деятельности  представлены упражнения, которые учат детей создавать высказывания. Но речевая деятельность – двусторонний процесс, таким образом, нужно учить детей не только строить свои высказывания, но и их воспринимать: умению слушать и понимать обращенную речь.

Это необходимо для того, чтобы:

- развить речевой слух, который нужен для успешного овладения всеми другими видами речевой деятельности ;

- полноценно воспринимать информацию, которая содержится в чьей-то устной речи, включая настроение, отношение говорящего к сообщаемому.

Этого я добиваюсь с помощью следующих несложных упражнений:

1.      Развитие внимания к звуковой стороне слышимой речи:

1)     повторение вопроса

2)     хоровое повторение вывода

3)     чередование индивидуальных ответов с хоровыми.

 

2.      Для развития слуховой памяти..

1)     Выделение  голосом главного

2)     Проговаривание хором

3)     Построение ответа на основе слов вопроса    

 Конечно, важную роль в формировании речевой деятельности детей играет и внимательное отношение учителя к речи детей:

- исправление недочетов произношения, постановки ударения;

- анализ допущенных речевых ошибок и их исправление;

 

- помощь в выборе слов, наиболее точно выражающих мысли; в синтаксически правильном оформлении мыслей;


Download
Личный перспективный план по самообразованию ( 2018-2022)
Личный перспективный план по самообразов
Adobe Acrobat Document 184.8 KB

Download
Личный перспективный план по самообразованию ( 2022-2026)
Личный перспективный план по самообразов
Adobe Acrobat Document 99.6 KB